Оцените этот пост

Совещание.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Татьяны Голиковой по завершении совещания

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Совещание об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Мы договаривались обсудить вопрос
обеспечения жильём детей-сирот. Эту тему мы обсуждали и в Правительстве, и с Алексеем Леонидовичем
Кудриным я тоже это обсуждал.

Проблема носит застарелый характер. Такие дети по разным
причинам остались без родителей, и очень часто, кроме как на государство, им рассчитывать не на
кого. Поэтому решения здесь нужно принимать. Вопрос в том, какие и за счёт
чего.

Список участников совещания об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 17 декабря 2019 года

Нам предстоит в ближайшие годы обеспечить
жильём около 280 тысяч детей-сирот и детей, которые остались без попечения
родителей. Их число, конечно, не является жёстко фиксированным, оно меняется. В
такую очередь на жильё попадает ребёнок, которому исполнилось 14 лет.
И по понятным причинам решается эта проблема в разных местах по-разному.

Ситуация далека, мягко говоря, от идеальной. В
последние годы несколько усовершенствована была работа по этому направлению.
Теперь региональные власти должны следить за сохранностью квартир и домов,
которые закреплены за детьми-сиротами, в случае если речь идёт о жилых
помещениях, где ребёнок, например, жил до того, как попал в детский дом.
C ними ничего не должно случиться до момента, когда он сможет распоряжаться
таким имуществом, то есть до совершеннолетия. Но, к сожалению, ситуации бывают
разные.

Мы также вносили изменения в законодательство, чтобы
упростить процедуру закупки квартир для детей, которые остались без попечения
родителей. С этого года жилое помещение можно купить у физического лица, в том
числе у собственника квартиры или дома, что актуально для территорий, где темпы
стройки не очень высокие.

И есть специальная информационная система, в которой
можно прогнозировать потребность в таких новых
квартирах и планировать расходы.

Предоставление жилья сиротам –
это прежде всего обязательство регионов. Но с этим
обязательством многие регионы не справляются. Поэтому с 2007 года федеральный
центр софинансирует эти расходы из федерального бюджета. На 2019 год это
приблизительно 7,4 млрд рублей. На последующие годы эта цифра увеличивается до
7,7 млрд рублей. Но очевидно, что этого не хватит. В 2018 году было обеспечено жильём
около 25 тысяч детей-сирот. По итогам этого года цифра вырастет приблизительно
на полторы тысячи – до 26,5.

Есть несколько
моментов, на которые надо обратить внимание.

Во-первых, это
неэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета. Если
брать этот год, хотя он ещё не закончился, то использовано приблизительно две
трети федеральной субсидии. Одни и те же регионы три года подряд не полностью
используют предоставленные деньги. Надо разобраться, почему так происходит, и,
может быть, скорректировать эти обязательства при распределении субсидий, чтобы
деньги не простаивали, а пошли на эти цели.

Кроме того, регионы
могли бы и свои остатки как-то иначе использовать. Давайте проработаем этот
вариант, обсудим, насколько это возможно и целесообразно.

Во-вторых, качество
жилья, которое выделяется, должно быть надлежащим.

В-третьих, длительные
очереди. По правилам ребёнок должен получить жильё сразу, как ему исполнится 18 лет. Тем не
менее очередь есть. В разных регионах она разная, в некоторых регионах – до 10
лет. Людям приходится идти в суд. Конечно, это неправильно. Не скрою, ко мне
тоже неоднократно обращались те, кто имеет право на эту льготу.

Наконец, есть и такая
проблема. Это обязательство перед детьми-сиротами в таком классическом варианте
возникло ещё в советские времена. Надо посмотреть, каким образом его
модифицировать, чтобы оно было более современным и не просто превращало такого
рода решения в обязанность государства приобрести это жильё. Ситуации бывают
разные. Напомню, что для того, чтобы ребёнка, который был сиротой или остался
без попечения родителей, обеспечить жильём, могут использоваться различные правовые
механизмы, не только договор социального найма, который очень часто трансформируется
потом в приватизацию и последующую продажу этого жилья. В таких случаях, к
сожалению, очень часто возникает необходимость искать какое-то другое жильё.
Это уж точно является неправильным с точки зрения государственных интересов и
интересов конкретного гражданина.

Давайте послушаем
предложения на эту тему.

Брифинг Татьяны Голиковой по завершении совещания

Из
стенограммы:

Вопрос:
Сколько,
по данным на 1 декабря, детей-сирот старше 18 лет в очереди на жильё?

Т.Голикова:
280 тысяч – всего в очереди, из них 191 тысяча – это те, кто уже имеет право,
то есть им 18 лет и более.

Вопрос:
Какова динамика этого показателя за последний год? И ещё один вопрос. Премьер
говорил о модификации механизма предоставления жилья детям-сиротам. Какие ещё
возможные механизмы здесь могут использоваться?

Т.Голикова:
С учётом средств, которые мы выделяем, ежегодно на проблему обеспечения жильём
детей-сирот направляется порядка 35 млрд рублей. Два источника: Российская Федерация
и субъекты Российской Федерации. Ежегодно обеспечивается порядка 25 тысяч, в
этом году мы ожидаем 26,5 тысячи нуждающихся. В то же время и очередь
прирастает – 11,5–12,5 тысячи человек ежегодно.

С учётом этой
накопленной задолженности сейчас Премьер-министром принято решение, что мы
совместно с регионами должны принять шестилетнюю программу ликвидации полной
задолженности – вне зависимости от того, сколько на это потребуется финансовых
ресурсов. Источников также будет два. Это дополнительные средства федерального
бюджета – ещё до совещания мы согласовали, что к 7,7 млрд рублей, которые
сейчас есть в бюджете на 2020 год, в рамках поправок будущего года будет
добавлено 2,3 млрд рублей, плюс в рамках подготовки этой шестилетней программы
наверняка сумма ещё будет дополнительно увеличена.

С другой стороны, мы
совместно с Минфином отработаем вариант привлечения свободных остатков
средств бюджетов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день именно
свободных остатков скопилось в объёме 2,6–2,7 трлн рублей. Понятно, что почти
50% приходится на Москву, которая успешно решает эту проблему, но и в ряде
других субъектов, в которых имеется существенная задолженность, есть свободные
остатки, часть из которых могла бы быть направлена на решение этой проблемы.

Следующий момент в рамках этой шестилетней программы – это,
конечно, повышение ответственности регионов за исполнение их собственных
полномочий. Потому что полномочия по обеспечению жильём детей-сирот – это их
сфера компетенции. Дмитрий Анатольевич дал поручение Счётной палате и иным
органам, которые занимаются контролем за исполнением законодательства, ещё раз
внимательнейшим образом посмотреть на то, как регионы страны планируют и
исполняют обязательства в отношении детей-сирот.

Что касается возможной модификации законодательства в этом
направлении, на совещании шла речь, и, собственно, это зафиксировано в
решениях, чтобы федеральные органы власти проработали вопросы, которые касаются
не только обеспечения жильём в рамках социального найма, но и возможности
предоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иных
компенсационных форм. Кроме того, принято решение, что шестилетняя программа и
последующая реализация обязательств перед детьми-сиротами будут зафиксированы в
программе «Жилище» с установкой соответствующих показателей для субъектов
Российской Федерации.

Leave a Reply

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here