Тема брифинга – о развитии сервисов портала госуслуг в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции.

Из стенограммы:

Брифинг Максута Шадаева

Брифинг Максута Шадаева

Вопрос:
Максут
Игоревич, портал госуслуг на фоне ситуации с коронавирусом приобрёл особое
значение. С его помощью граждане сейчас получают многие госуслуги удалённо. Появились
и новые сервисы. Как работают эти сервисы, сколько людей ими пользуется? Планируется
ли их развивать и что сделано для того, чтобы исключить сбои в работе портала?

М.Шадаев:
Действительно, в тот момент, когда МФЦ закрыты, органы власти ограничивают
личный приём заявителей, роль портала госуслуг как канала получения
государственных услуг в цифровом виде сильно возросла. Плюс Президентом даны
поручения о предоставлении новых выплат, которые должны были быть осуществлены в
очень короткие сроки. Всё это сделано на портале госуслуг.

За последнее время
выведено большое количество новых сервисов. В основном эти сервисы связаны с
предоставлением мер государственной поддержки родителям с детьми. Первый
большой сервис, который мы запустили, – по выплате пособий на детей от 0 до 3
лет. Потом запустили рекордную по посещаемости услугу – выплаты на детей от 3
до 16 лет. Несколько дней назад, 20 мая, мы запустили электронную форму
заявления для оформления пособия на детей от 3 до 7 лет для нуждающихся семей.
И все эти сервисы супервостребованы. Большой трафик, мы видим большое
количество обращений. Больше 10 млн заявлений поступило на выплаты по детям от
3 до 16 лет – на 15 миллионов детей. На сегодняшний момент на пособия для детей
от 0 до 3 лет 2,8 млн заявлений мы получили. И за несколько дней после запуска
услуги на получение выплат на детей от 3 до 7 лет мы получили порядка 850 тыс.
заявлений. Всё это делается быстро, просто, удобно для людей, за несколько
минут оформляется заявление. Не надо никуда ходить, обращаться. Указываются
реквизиты банковского счёта, и деньги после рассмотрения заявления поступают на
счёт заявителя.

Параллельно мы сделали в
другом абсолютно формате получение материнского капитала. 

Если раньше нужно было
обращаться в органы власти, в МФЦ, для того чтобы оформить материнский капитал,
то сейчас он оформляется автоматически при регистрации факта рождения ребёнка, при
получении свидетельства о рождении. Сейчас это выглядит так: вы приходите в
ЗАГС, оформляете рождение, получаете свидетельство о рождении, и материнский
капитал к вам автоматически через несколько дней поступает в виде электронной
выписки в личный кабинет на портал госуслуг. Это очень удобно. Это не требует
вообще обращения заявителей.

Большой блок у нас
связан с предоставлением сервисов для тех граждан, которые вынужденно остались
за границей в связи с прекращением регулярных авиарейсов. Это и предоставление
им регулярной материальной помощи, и планирование их вывоза – возвращения обратно
в страну.

У нас порядка 70 тысяч
граждан заполнили заявления на портале госуслуг. И в настоящий момент больше 20
тысяч уже возвращены в страну. Всё это сделано тоже очень удобно, в электронном
виде. Рейсы планируются, регистрация на рейсы осуществляется на портале
госуслуг. Когда в аэропорт приезжают наши граждане, они точно знают, что они
уже в списках на вылет. Никакой неразберихи. Всё организованно происходит. Все,
кто попадает в список, садятся на самолёты и успешно возвращаются в страну.

А те, кто по каким-то
причинам не может или не хочет сейчас возвращаться в страну, все получают
материальную помощь, которая выплачивается регулярно и позволяет им оставаться ещё
какое-то время за границей.

Вопрос:
Что будет с данными граждан, которые они вносили при оформлении пропусков,
после того как пропуска отменят?

М.Шадаев:
Это
очень частый вопрос. Цифровые пропуска являются во многом обязательным
элементом – без цифрового пропуска в ряде регионов у нас невозможно выйти из
дома, его проверяют, поэтому это во многом является услугой обязательной.

Мы сразу продекларировали,
что цифровые пропуска – это временная мера, которая действует на период
карантина и изоляции. И после ослабления соответствующих мер все персональные
данные будут удалены.

Московская область
приняла решение с 23 мая отменить цифровые пропуска. И на этой неделе мы все
персональные данные, за исключением учётных записей, которые были созданы
пользователями на портале госуслуг (у кого их ещё не было), для того чтобы оформлять
цифровые пропуска, – все персональные данные, связанные с перемещениями,
адресами, целями выхода, – всё будет удалено, уничтожено, не останется у нас в государственных
информационных системах.

Вопрос: Максут
Игоревич, расскажите, пожалуйста, как идёт работа по внедрению электронных
паспортов, повлиял ли коронавирус на планы и сроки?

М.Шадаев: В
настоящее время ещё окончательное решение о том, как будет реализовываться
проект по переходу от бумажного паспорта к смарт-карте, Правительством
Российской Федерации не принято, рассматриваются различные сценарии. Но мы в то
же время считаем, что технология, которая была отработана в рамках цифровых
пропусков, позволяет нам успешно рассчитывать на то, что можно запускать
мобильное приложение, которое станет дополнением к существующему бумажному
паспорту. В 9 случаях из 10 этот паспорт можно будет не доставать, а
использовать вместо него мобильное приложение.

Как
это будет работать? Ровно по аналогии с мобильными приложениями, которые
позволяют оплачивать с телефона банковские платежи, когда у вас есть карточка в
кошельке, но при этом вы можете платить с телефона. Также будет работать наше
мобильное приложение, мобильный ID, или мобильный идентификатор, когда вы сможете
фактически в режиме QR-кода, как цифровой пропуск работал, предъявить его, когда вы, допустим, на
проходной находитесь или оформляете пропуск куда-то. Вы сможете показать QR-код, его считают, увидят вашу фотографию, увидят ваши
данные, и сразу эти данные поступят в информационную систему.

Конечно,
мы считаем, что сам процесс обработки данных с бумажного паспорта тяжёлый,
трудоёмкий. Когда на всех этих многочисленных пропускных пунктах, в МФЦ
оператор вынужден сканировать паспорт, перебивать с него данные вручную, может
возникнуть определённое количество ошибок. Технология, которая сейчас была
очень быстро запущена с цифровыми пропусками, показала, что весь этот процесс
можно оцифровать: я могу в 9 случаях из 10 бумажный паспорт не доставать,
показывать в приложении QR-код. Тот, кто хочет получить доступ к моим данным,
получит эти данные, верифицированные соответствующими органами власти, и они
сразу будут ложиться в соответствующие информационные системы. Это очень удобно
как для человека, которому не нужно доставать паспорт – телефон у него обычно в
руках, так и для тех, кто должен данные с этого паспорта куда-то ввести и
сохранить.

Ну
и плюс, понятно, что здесь мы ограничиваем объём передаваемых данных. То есть,
если я даю паспорт, то обычно его целиком сканируют, и все эти данные хранятся
потом в полном объёме. Здесь под каждый конкретный случай предоставляется
именно тот набор сведений, который нужен второй стороне. Например, если я хочу
купить алкоголь и мне требуется предъявить удостоверение личности, что я по
возрасту могу это сделать, то в рамках QR-кода я даю только свою фотографию и возраст, потому что
не нужно продавцу знать моё имя и адрес, где я прописан. Так же при получении
различных пропусков: я даю только фамилию, имя и свою фотографию. Я считаю, что
это ещё даст очень хороший стимул повышению сохранности персональных данных и
управлению этими данными. Люди будут себя чувствовать более защищёнными.

Leave a Reply

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here